История купечества в Юргинском районе
Несмотря на то, что конец прошлого века отдален от нас всего на одну сотню лет, о быте того времени далеко не всегда можно составить точное представление. Причин этому несколько. Для купцов, в частности, не было характерно хранить семейные архивы, писать дневники и мемуары, которые, как известно, являются основным источником при изучении быта. В купеческой среде к формированию семейных архивов не располагала также и относительно невысокая генеалогическая устойчивость купеческих родов.
Состав купеческого сословия был слишком непостоянен, потомственных купцов было не так уж много, большинство были предпринимателями в первом поколении и, следовательно, несли с собой бытовые и культурные традиции тех сословий и социальных групп, из которых они происходили. В силу того, что купечество было тесно связано своим происхождением с крестьянством и малозажиточными слоями городского населения, это не могло не наложить отпечаток на образ жизни и быт купеческих семей.
Каким было Юргинское село прежде? Достаточно подробное описание сделал известный русский географ Пётр Семёнов-Тян-Шанский: «К северу от села Вагайское в северо-восточной части округа Ялуторовского остаётся богатое село Юргинское, известное своею торговлей жировыми веществами. Здесь находится значительное салотопное заведение, население занимается выделкой кож, кроме того, в Юргинском изготавливают около 400 пудов пряников. Жители окрестных деревень (семейств около 300) занимаются заготовкой лесных материалов – плах, теса и брёвен, бочек и разных изделий из дерева, которые сбываются в Ишимском и Курганском округах, смолокурением (свыше 1000 вёдер) и выделкой овчин, в Юргинской волости значительно развит, кроме того, скотобойный промысел».
«Жировые вещества» делали на предприятиях купцов первой гильдии Кузнецовых. Они объединились в товарищество «Торговый дом В. Кузнецов с братьями и К». На салотопенном заводе, который работал только в зимнее время, изготавливалось 30-40 тысяч пудов топлёного сала. Продукция отправлялась в Казань братьям Крестовниковым, которые держали свечной и мыловаренный заводы.
Маслодельные заводы находились в Юргинском, Агараке, Плетнёво, Лабино. Там изготавливали по 10-12 вагонов сливочного масла в год.
В торговом ряду прежде был просторный подвал, где летом хранилось масло. Чтобы оно не портилось, весной на реке рубили лёд и свозили на телегах в подвал. А юргинское масло через торгово-закупочные представительства в Царёвом городище (Курган) шло на экспорт в Англию, Францию, Бельгию, Германию…
Была у братьев Кузнецовых и мельница в селе Юргинском. Располагалась она на высоком берегу. Сейчас на том месте находится коррекционная школа.
На заре 20-го века экономическая, социальная и культурная жизнь села во многом зависела от стараний купца 1 гильдии В. Д. Кузнецова. Купец имел кожевенный завод, производящий в год для московской амуничной фабрики «Волк и К» свыше 20 тыс. юфтевых кож. Кузнецовы имели маслобойный завод, паровую мельницу, цех по производству пряников, сеть торговых лавок и магазинов. Они содержали и обеспечивали товарами торжки, вкладывали деньги в строительство, благоустройство села, в развитие социальной сферы. Центр села был вымощен деревянной брусчаткой, а в 1904 году построена церковь. В 1864 – министерская школа, а позже – церковно-приходская. В начале века в селе уже были: библиотека, лечебница, резиденции лесничества, сельского врача, почтовая станция и сберегательная касса.
На 1914 год капитал купцов Кузнецовых составлял 350 тысяч рублей.
Дом занимал особое место в жизни купечества. При этом для владельца он был не просто жилищем, но и символом богатства и даже мерилом общественного положения. До революции купеческие особняки и магазины - кирпичные с мощными стенами или деревянные, отделанные богатой резьбой, - определяли облик сибирского города, служили его украшением.
Купеческий дом часто был одновременно и жильем, и лавкой, и магазином, и конторой, а также складом товаров, заводом, банком. Неудивительно, что купеческие особняки были обычно основательными, просторными, как правило, двухэтажными, с большими окнами. Излюбленный дом сибирского купца - деревянный двухэтажный, с каменным полуподвалом, или комбинированный (первый этаж каменный, второй - деревянный). Несмотря на размеры купеческих домов, большая их часть отдавалась под складские и торговые помещения, а купцы с семьями жили в довольно небольших по размеру жилых комнатах.
Так, подвалы и полуподвалы использовали как кухни, мастерские, кладовые, в чуланах хранились сундуки с одеждой, съестные припасы, утварь. К дому примыкал двор с амбарами, сараями, конюшней, баней, погребами.
Фасады домов старались сделать более приметными, выделить их на фоне окружающих зданий. Для украшения кирпичных купеческих особняков широко применяли металлические ажурные элементы.
Усадьба купцов Кузнецовых объединяет два каменных здания конца XIX-начала XX века. Поставленные в центре села, напротив Троицкой церкви, они образуют целостный комплекс, формируя своеобразие облика исторической застройки.
Торговый дом – это двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание большой протяженности с многочисленными лавками в первом этаже и конторскими и жилыми помещениями во втором.
Дом Кузнецовых занимает угловое положение на пересечении двух улиц. Во второй половине века дом был увеличен с тыльной стороны советской пристройкой. Из-за чего здание не признано памятником архитектуры, как торговый ряд и храм. Раньше здесь находился военкомат. Теперь – отделение «Почты России». На въезде во двор Кузнецовых красовались ворота (до наших дней, увы, не сохранившиеся). Старожилы вспоминали: когда были маленькими, подсматривали сквозь щели, как играют купеческие дети на площадке. С крестьянскими они не общались. Не положено.
Если фасад торгового дома сохранился, во дворе всё перестроено. А когда-то здесь была лестница в сени на второй этаж. Второй этаж и первый не соединялись между собой, подняться можно было только со двора.
В советское время старательно всё меняли. Но торговый ряд не тронули. Здесь в разные годы располагались исполком, суд, партийная библиотека, интернат для учащихся из деревень района, райком партии… Сейчас на втором этаже – Юргинская сельская администрация, центр «Лидер». На первом, как и прежде, - различные магазины. В начале прошлого века торговали с восьми утра и до позднего вечера. У продавцов было всего два перерыва, один – на обед, второй – на вечерний чай. Выходные – большая редкость. За год их набиралось дней пятнадцать, это были большие православные праздники. По воскресеньям в Юргинское съезжался народ из окрестных деревень. В такие, базарные, дни в центре села было не протолкнуться…
Постоянных продавцов было 7 человек и к ним 1 человек, готовящийся стать продавцом, - был на подноске и подвозке товаров со складов. Один заведующий складами и кассир.
Купцы первых поколений, несмотря на богатое внутреннее убранство дома, продолжали сохранять крестьянский уклад, жили в скромных задних комнатах дома, и много времени проводили на большой кухне. В конце XIX века в купеческих домах появляются специализированные комнаты: кабинеты, библиотеки и т. д.
Для отопления Домов употреблялись русские печи, а иногда голландские с лежанками. Стены комнат белились известкой, иногда оклеивались обоями.
Своеобразен интерьер купеческого дома. Из сеней проходили в «переднюю», где у зеркала можно было «оправить голову и платье», затем в зал и гостиную. В зале столы, стулья, расставленные у стен, настенные часы. В гостиной обязательно располагались круглый стол, диван, тяжеловесные кресла, ломберный столик. Над диваном - большое зеркало, на стенах картины. Третья комната по фасаду - чайная или столовая - убиралась попроще. Здесь располагались комод, горка или шкаф с чайным сервизом, серебряной посудой, иногда с хрусталем. По заднему фасаду дома размещались спальни, в которых обычно находились комод с бельем, туалетный столик, а у задней стены - постель под пологом. Часто рядом со спальнями располагался и кабинет хозяина, где стояли стол под сукном, кресло, у задней стены - диван, стулья, на стене висели портреты хозяев.
В большинстве купеческих домов парадные комнаты оформлялись роскошно, но не всегда со вкусом. В парадных комнатах купцы любили вешать свои портреты и портреты предков, в стеклянных шкафах было много красивых и дорогих безделушек. Жилые комнаты выглядели гораздо скромнее.
Здание купцов Кузнецовых отапливалось только на первом этаже: там были печки. Толстые стены хорошо сохраняли тепло. Кроме того, многочисленные дымоходы тоже в какой-то степени согревали дом, они проходили сквозь стены второго этажа. Что интересно, торговый ряд построен таким образом, что солнце постоянно светит в окна.
В купеческой среде есть было принято 4 раза в день: в девять утра – утренний чай, обед – около 2-х часов, вечерний чай – в пять вечера, ужин в девять вечера. Купечество кушало плотно, к чаю подавалось множество видов выпечки с десятками начинок, различные сорта варенья и меда, покупной мармелад. Обед всегда содержал первое (уха, борщ, щи и т.д.), затем несколько видов горячих блюд, а после этого несколько закусок и сладкое. В пост готовились только постные блюда, а в разрешенные дни – рыбное.
Костюм купцов на протяжении долгого времени оставался народным: сюртуки-сибирки, картузы, сапоги… Также купцы, включая представителей богатейших фамилий, неизменно носили бороды. «Многое у купцов было как у крестьян и мещан, только богаче и лучше по качеству, и больше по количеству».
Купцы Кузнецовы – личности известные и в то же время загадочные. В народе о них ходит не одна легенда.
Когда-то в районе была деревня Перевозкина. Жили там в основном ямщики, отсюда и название у деревни такое. Кузнецовы родом оттуда. Их родственники были коневодами: разводили племенных лошадей. Возможно, это семейное дело и подсказало Кузнецовым, что следовало бы заняться торговлей. Когда братья уже крепко встали на ноги, побеспокоились о том, чтобы железная дорога прошла именно через Юргу. Договорились о том с губернатором. Обычный предпринимательский расчёт и деловая хватка! Но, когда братья находились в отъезде по делам торговым, омутинские купцы переубедили губернатора. Проще говоря, подкупили. И железную дорогу проложили в другом месте. Имел ли место такой факт в истории? Неизвестно.
Покрыта тайной и судьба самих купцов Кузнецовых. Известно, что они в спешке уехали из Юргинского, когда случилась революция. Оставили книги. Сохранилась только одна. Экслибрис сообщает: «Из книг Андрея Ивановича Кузнецова». Что это за книга? Каталог, в котором собраны различные новости, в том числе и рекламные объявления. Представлены в книге и новинки моды. Когда-то, возможно, каталог листала супруга одного из братьев Кузнецовых – и сделала пометку для швеи, заказывая очередной наряд: «Делать по этой картинке». Хоть и жили купцы в сибирском селе, одеваться старались не хуже столичных франтов.
Совершенно неожиданно в музее оказалась фотография одного из купцов Кузнецовых. Сдатчица рассказала, что ее мать работала прислугой в доме Кузнецовых. Во время революции купеческой семье пришлось уезжать из района, или как они сказали, «отступать», с армией Колчака. Перед отъездом хозяин подарил ей на память свою фотографию и кое-какие предметы, но они не сохранились. Мы можем предположить, что на фото – Андрей Иванович Кузнецов.
Меценатство было главной традицией купцов. Благотворительность, которой занимались купцы, подкреплялась не только христианским нравственным принципом, желанием выполнить долг имущего по отношению к неимущему, но ко всему прочему ещё и стремлением оставить о себе память. По этой причине дома купцов во многом определили лицо исторической части российских городов.
Кузнецовы же пожертвовали большую часть суммы при строительстве каменного Свято-Троицкого храма, расположенного напротив торгового дома.
Набожность вообще была отличительной чертой купечества. Церковь была обязательной для посещения. Также важно было и молиться дома. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.
В наши дни и Кузнецовский торговый ряд, и Свято-Троицкий храм являются украшением села. Вклад купцов Кузнецовых в развитие экономики и культурной жизни неоценим. Уехав из села в годы революции, они затерялись в нашем большом государстве, но оставили юргинцам вечную память о себе, построив на заре 20 века два замечательных здания, уникальных в своем роде и утверждающих былое величие царской России.
Экскурсовод Юргинского краеведческого музея
Миллер К.А.