Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

06 октября 2014
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - закон)  принят на смену с 1 января 2015 г. двух законодательных актов – Федеральных  законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения  в   Российской   Федерации" и  от  2    августа    1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
 
Необходимость принятия нового закона:
 
-   социальным обслуживанием в России ежегодно охватывается более 34 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
 
-   отсутствие  единого законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения (модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества);
 
-   региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг.
Что сделано для работы Закона в Тюменской области?
 
В регионе принят большой пакет нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания, в том числе 2 закона Тюменской области, которые регламентируют перечень предоставляемых социальных услуг и устанавливают предельную величину среднедушевого дохода для бесплатного предоставления социальных услуг на дому.
 
Преимущества нового закона:
-     дает возможность выбора поставщика социальных услуг
это могут быть и государственные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности.
 
 
-     регламентирует организацию социального обслуживания семей с детьми.
 
-     предусмотрена широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг.
 
-     расширяет категорию граждан, которые при социальном обслуживании на дому получают услуги бесплатно.
 
-     вводится государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания.
 
-    четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;
 
-    закрепляется принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах (определяется индивидуальная потребность в социальных услугах и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг)
-    вводится социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь;
-    заявление может быть подано как от  самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений;
 
-    расширено понятие общественного контроля в сфере социального обслуживания, позволяющее уже созданным с 2010 года  формам общественного контроля  в домах-интернатах реализовывать новый Закон.  
  
Так, при учреждениях социального обслуживания населения Тюменской области с 2010 года действуют попечительские советы, а с 2012 года в психоневрологических интернатах  функционируют  родительские комитеты (комитеты родственников).
Многофункциональность родительских комитетов заключается не только в том, что посредством его работы осуществляется «общественный»  контроль качества услуг, но и в том, что комитет – своеобразный «помощник» администрации психоневрологических интернатов.
Основными задачами родительских комитетов и попечительских советов  является контроль за качеством оказываемых социальных услуг и использованием финансовых средств подопечных, а также  содействие руководству интернатов в совершенствовании условий для оказания  социально-реабилитационных, социально-бытовых, социально-психологических услуг, в обеспечении безопасности  подопечных.
Работа родительского комитета  позволяет родственникам граждан, проживающих в интернатах,  вынести на широкое обсуждение интересующие их вопросы, а учреждению донести важную информацию до ближайшего окружения своих подопечных и обеспечивает своевременное принятие мер по проблемным вопросам.
Вовлечение в деятельность специализированных учреждений  родственников граждан, проживающих в учреждении, позволяет не только объективно оценить и повысить качество предоставляемых услуг, но и обеспечить открытость работы интернатов  для общественности.
Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем, действовавшем до вступления в силу закона, а условия их предоставления не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.